Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: указанные в запросе обстоятельства сами по себе не будут свидетельствовать о создании организацией в арендуемом помещении обособленного подразделения.
Организация должна сообщить в налоговый орган и в соответствующие территориальные органы ПФР и ФСС РФ о создании обособленного подразделения в течение месяца со дня оборудования в данном помещении стационарных рабочих мест.
Обоснование вывода
Организации подлежат постановке на учет в налоговом органе, в частности, по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Для постановки организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании обособленного подразделения (п. 4 ст. 83, подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое сообщение должно быть направлено организацией в налоговый орган по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.
В целях налогового законодательства обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Подразделение признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми подразделение наделяется. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Из приведенных норм следует, в частности, что организации не требуется специально принимать какое-либо решение о создании обособленного подразделения или иным образом оформлять создание подразделения, не являющегося филиалом или представительством. При наличии перечисленных в ст. 11 НК РФ обстоятельств обособленное подразделение считается возникшим независимо от решения организации.
Не свидетельствует о создании обособленного подразделения и сам по себе факт заключения организацией договора аренды помещения, расположенного вне места нахождения организации, то есть на территории, не подконтрольной налоговому органу, в котором организация состоит на учете (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу № А56-40913/2006, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2011 № 15АП-3858/11). Однако если в арендованном помещении оборудуется хотя бы одно стационарное (то есть создаваемое на срок более месяца) рабочее место (в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 209 ТК РФ прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой), это приводит к возникновению обособленного подразделения (письмо МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912, постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС Центрального округа от 26.07.2004 по делу № А62-1493/04, ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 № 13АП-14027/11). В этом случае организация должна сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган, а также в соответствующие территориальные органы ПФР и ФСС РФ.
К сведению
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, являясь нарушением норм публичного права, эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию не затрагивает частноправовые отношения между участниками гражданского оборота. Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды, поскольку закон не предусматривает такого основания недействительности сделок (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 9798/12). Вместе с тем эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (кроме случаев, если для осуществления строительства объектов не требуется выдачи разрешения на строительство).